Пятница, 19 Ноября 2021
Празднование Дня педиатра неразрывно связано с празднованием Всемирного дня ребёнка, ведущего свою историю с 1954 года, когда Генеральная Ассамблея ООН дала соответствующие рекомендации государствам-членам ООН.
20 ноября
1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка. Этот документ, принятие которого стало логическим продолжением принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, провозглашал основные принципы защиты детства. Дальнейшее документальное международное правовое развитие в области защиты прав детей произошло тридцать лет спустя, в 1989 году, когда ООН в дополнение к уже действующим нормативным актам приняла Конвенцию о правах ребёнка.
Следуя рекомендациям ООН, большинство стран-участниц этой организации учредили у себя празднование Всемирного дня ребёнка, приурочив его ко дню принятия ООН Декларации прав ребёнка. Этот праздник, направленный на обеспечение благополучия детей во всём мире, во многих странах стал отмечаться одновременно с Днём педиатра – врача, стоящего на защите здоровья детей с момента их появления на свет. Среди всех медицинских специальностей именно педиатрия встаёт на стражу здоровья ребёнка первой. Именно поэтому оба праздника и идут рука об руку во многих государствах мира.
Профессия детского врача как отдельная специализация в России появилась в XIX веке. Отправной точкой ее развития принято считать издание в 1847 году руководства «Педиятрика» авторства С. Ф. Хотовицкого. В научном труде освещены особенности физиологии организма ребенка, описаны так называемые младенческие болезни. Во второй половине XIX века стал известным как талантливый педиатр Н. Ф. Филатов. Он описал острые инфекции, присущие детям – корь, скарлатину, дифтерию, ветряную оспу, внес весомый вклад в изучение скрытой формы малярии. Его перу принадлежат фундаментальные по качеству и широте знаний учебники.
Развитие педиатрии, забота о том, чтобы детские врачи могли получать высококачественное образование и должный уровень знаний, обладали современным высокотехнологичным диагностическим и лечебным оборудованием, полным спектром медикаментов, достойными условиями для оказания медицинской помощи детям – вот лишь отдельные аспекты того, на что призывает обратить внимание властей Всемирная Организация Здравоохранения, Фонды защиты детей, а также учреждения здравоохранения. Отдельное место занимает вопрос персонального подхода к кадровому отбору кандидатов на специальность педиатра. Ведь эта профессия связана не просто с оказанием медицинских услуг, и требует от врача не только сугубо медицинских знаний, но и особых психологических навыков, умений, личностных качеств, позволяющих работать с детьми.